120
Ярославский филиал АО «ПГК» проводит открытый конкурс на право заключения договора по отгрузке и отправке запасных частей грузовых вагонов в железнодорожном подвижном составе на 2017 г.
0 69

Детский проект Вологды победил на взрослом конкурсе «Патриот России-2017»

Студия, у которой из оборудования только ноутбук и диктофон, а все журналисты - дети, состязалась с радиостанциями всей страны, на которых есть дорогое оборудование и работают профессионалы с многолетним стажем.

Из личного архива

Что же это за «Чудо радио» такое? Этот вопрос мы задали руководителю проекта Вере Кулигиной. Кстати, в сентябре вологжане смогут и сами пообщаться с ней на мастер-классах, а кто-то даже попробовать свои силы в радийной работе на первом в Вологде фестивале альтернативного образования, который готовится при информационной поддержке нашей газеты.

Не игра, а работа

АиФ-Вологда, Елена Петряева: - Вера, что такое «Чудо радио»?

Вера Кулигина: - Если в двух словах, то это школа радио для детей. На данный момент. Но у меня очень большие планы, и они довольно дерзкие, нахальные, что ли: я хочу создать детскую медиа-студию, чтобы там было всё: телевидение, радио, газета… Но пока занимаемся только радио.

- Чему вы учите детей?

- Делать всё, что касается радио: передачи, сюжеты, спектакли... Причём от написания сценария, записи звука, монтажа до выхода в эфир.

- Как вы решили заняться этим проектом?

- Сначала я была учителем и преподавала русский язык и литературу, затем стала психологом, а потом попала на радио и поняла, что это моё! Два года я была просто счастлива, а потом мне захотелось создать своё собственное радио. Для детей.

Мы все однажды приходим к мысли, что нужно делать нечто особенное и от души. Сейчас многих это волнует - весь интернет испещрен лозунгами о предназначении человека, но мало кто делает на самом деле. Потому что для этого нужно быть готовым к огромнейшим трудностям. Буквально: без денег, без еды, без помощи. Я этот путь выбрала, я по нему иду, у меня были эти трудности. Но, как видите, я не остановилась. И не остановлюсь.

- Вы как-то специально отбираете детей для участия в радиоспектаклях?

- Никак не отбираю. Озвучивают все, кто хотят. Только детям с не очень хорошей речью подбираю тексты полегче. Если же это большие книги с глубоким смыслом, я становлюсь придирчивой. Но такую озвучку обычно делаю вне урока. На самом деле многие ребята думают, что радиоспектакль - это просто. Не совсем так. Часто приходится много потрудиться. Ну а кто не хочет трудиться, кто не хочет качественного результата, ленится - такие уходят.

- То есть это не то, что ты пришел, захотел, и сразу будешь играть главную роль?

- Конечно, нет. Пока у меня есть силы и фанатизма достаточно, я всех ребята записала. Но многие вещи слушать просто невозможно. Потому что ни речи, ни дикции, ни интонации. В этом случае обсуждаем с ребятами примерно так: «Ты чувствуешь, что озвучено не очень хорошо, что нужно поработать над собой?» Но не все готовы прилагать усилия. Мол, и так сойдёт. Но я считаю: чем делать плохо, лучше совсем не делать. Бывает, что приходят дети, которых надо все время «подпинывать». А роль надзирателя мне не нравится. Я привлекаю творческих, увлеченных делом ребят, свободных в своем выборе.

Театр эмоций

- У вас много необычных совместных проектов. Расскажите о них поподробнее.

- К примеру, у нас много интересных передач с «Теремком». Мы ходим с ребятами на спектакли, и прямо в театре записываем передачу в стиле «репортаж с места событий». Чудо-радистам особенно нравится брать интервью у зрителей и актеров.

- Что это дает ребятам?

- Дети учатся работать «по-взрослому» - правильно задавать вопросы, общаться, отбирать лучший, самый интересный материал из того, что записали. После того, как передача сделана, мы её прослушиваем, обсуждаем. Как лег звук, как говорили дети, где какие недоработки. Однажды дети сами сделали вывод, что никто из зрителей интервью давать толком не умеет - просто не могут мысль сформулировать правильно. Потом они пришли к выводу, что и сами общаться, оказывается, не умеют! А у журналиста задача - разговорить собеседника, расположить к себе.

Вообще, театр - это, конечно, очень много эмоций! Представьте, сразу после спектакля к детям на интервью выходят несколько актеров, которых они только что видели на сцене, и дают интервью как самым настоящим взрослым журналистам. Дети в восторге!

- Кроме интервью и радиоспектаклей, в каких еще жанрах ваши юные журналисты работать любят?

- Иногда мы играем в прямой эфир, и это вообще безобразие! Дети уверены, что обойдутся без подготовки, что у них хватит словарного запаса и фантазии, что речь сама потечет, как реченька, что гениальные вещи на ходу будут рождаться. А на деле начинается повальный ржач, говорят глупости, много повторений, неграмотно, некрасиво. Потом слушаем, анализируем.

Возраст юных радийщиков - от 4 до 15 лет
Возраст юных радийщиков - от 4 до 15 лет Фото: Из личного архива

Недешевый жанр

- Знаю, вы сотрудничаете с детским реабилитационным центром «Стокли». Там как с детьми занимаетесь?

- В центре работаем с детьми с различными осложнениями развития. Мы с этими ребятами играем в звуки, сочиняем сказки и чепуховины. Для таких детей занятия приносят большую пользу. Родители говорят, что ребята начинают иначе воспринимать мир, позитивнее. Внимательнее начинают слушать и слышать.

- А с малышами тоже работаете?

- Есть группа с малышами в «Юношеском центре им. Тендрякова», и еще нашлась одна инициативная мама, которая организовала группу в 114-м детском саду в Бывалове. Занимаемся дважды в неделю. Играем со звуками - слушаем, отгадываем, потом сочиняем про них историю. А ещё слушаем наши радиоспектакли, потом читаем и проигрываем разные смешные истории. Раз в месяц записываем «фантазейку» или «чепуховину». А потом в нашей группе «ВКонтакте» выкладываем аудио- и фотоотчёт.

- На каком оборудовании работаете? Не сложно ли это для детей?

- Наше оборудование: диктофон и ноутбук. Всё! Кстати, в большинстве случаев, кто не знает, как мы работаем, все думают, что у нас есть профессиональная студия звукозаписи. Мы делаем так, что не видно и не слышно, что что-то не так. Дети, которые приходят к нам впервые, тоже надеются увидеть студию. И студия должна быть. Антураж детям нужен, им нужно играть, погружаться, чтобы они пришли и реально оказались на радио, увидели микрофон, красную кнопку. Это их настраивает на рабочий момент. Все слышат только итог нашей работы - качественное аудио. А когда приходят на «Чудо радио» заниматься и видят «наше закулисье», то многие дети, по-моему, недоумевают. Думаю, и родители тоже.

- Делать радио, наверное, все-таки дорого?

- Сделать спектакль 5-6 минут стоит минимум 5-7 тысяч. А я фактически делаю это просто так. Вот сейчас на конкурсе «Патриот России» экспертная комиссия прокомментировала нашу награду: «Отрадно было обнаружить в этой номинации работу «Чудо радио» из Вологды, представившего сборник «Кружевные сказки». Сложный и дорогостоящий в производстве жанр радиоспектакля позволил автору ярко и доходчиво рассказать о широте русской души, о величии героизма, о вере в правду». Вы услышали фразу «сложный и дорогостоящий в производстве жанр»? Не стану комментировать…

Досье

Вера Кулигина - создатель и руководитель «Чудо радио». Работала в школе преподавателем русского языка и литературы, психологом, а затем на радио «ВГТРК-Вологда». Воспитывает сына 12 лет и 7-летнюю дочь.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Готова ли Вологодская область к зимнему сезону?
  2. Есть ли в вологодских овощах нитраты?
  3. Кому и на сколько прибавят пенсию в августе?
Самое интересное в регионах